ponichka: (Default)
[personal profile] ponichka
Утащила интересный пост о технике обучения свободному письму. Originally posted by [livejournal.com profile] rustam_kurbatov at Писать и думать "от себя"


Некоторые дети еще до школы пишут: отдельные слова, маленькие истории, стихи. А потом становятся школьниками и уже не пишут ничего, кроме букв в прописях. А можно ли продолжить такое письмо? Можно ли построить курс изучения родного языка в вокруг этих детских текстов? И при этом, научиться писать хорошо и грамотно?

***
Что мы делаем на уроках русского языка? Пишем...

Новости для родителей, переписка с друзьями из другого класса, из другой школы, из другой страны; рассказы, повести, романы, стихи, тексты для газеты по истории и естествознанию, задачки по математике, сценарии спектаклей, вопросы для интеллектуального турнира, стенная газета, впечатления о фильме, спектакле, книге… Может быть, тему предлагает учитель. А может, и дети.

Это не изложение и не сочинение – Свободный Текст!

И не от случая к случаю – а регулярно: два текста в неделю в начальной школе и, увы, всего лишь один – в средней.

То, что писать «от себя» полезней и приятней переписывания упражнений – очевидно и для учителей, и для родителей. Но можно ли так научить писать грамотно? Ведь если просто детям разрешить писать, что они хотят и как хотят, - есть опасность, что неправильное написание запомнится на всю жизнь и переучивать будет непросто.

Поэтому сделаем попытку расписать подробно «технику работу». Не для того, чтобы следовать посекундно этому «рецепту» – а чтобы показать, что на свободных текстах можно отработать все навыки грамотного письма.


Этап 1. Разговор до письма.

Текст «от себя» - это рассказ о событии. Со-бытии – о том, что имеет отношение к жизни, что прикасается к главному, к бытию. Писать можно о чем угодно, лишь бы тема задела за живое. Лишь бы ученик захотел, очень захотел писать.

До того как взять ручку и бумагу, надо говорить, долго говорить. Чтобы каждый мог высказаться и выслушать другого. Мысль должна созреть. Нет смысла просто прийти в класс и сказать: сегодня мы пишем…


Этап 2. Черновик, написанный от руки.

Пишется текст обычным образом: от руки на листе бумаги. Ученик может спросить у учителя, как лучше построить фразу, какое написать слово. Учитель читает черновики и правит наиболее явные ошибки. Это первое, грубое, редактирование - как крупной наждачной бумагой.

Этап 3. Набор текста на компьютере.

Самый приятный и самый эффективный способ научить ребенка хорошо писать. Ученики садятся за компьютер и набирают свои тексты. Учитель подходит к каждому по очереди и прямо на мониторе, пока текст еще «теплый», помогает правильно составить фразы. Да, это бывает непросто. Некоторые дети не могут изменить фразу, не чувствуют языка. Но мы же учимся...

Учитель обращает внимание на построение фразы, на правильное использование слов – занимается тем, что принято называть «развитие речи». Правит стилистические и речевые ошибки, скорее, не правит – а не допускает их.

Но, кроме этого…

Орфография. Основную работу делает редактор компьютера – и в этом, думаю, есть польза. Собственно, что делает редактор? Подчеркивает неправильно написанное слово – а это обычная учительская работа.

Пунктуация. Как правило, дети не ставят запятых. Особенно в начальной школе, когда прошли по программе лишь однородные члены и обращение. Учитель помогает увидеть, точнее – услышать запятые. Он правильно читает фразу, чтобы ученик уловил интонацию, «поймал» запятую. Большинство запятых в русском языке, к счастью, интонационные.



Этап 4. Обсуждение текстов.

Выбираем один-два текста, делаем копии для каждого ученика и продолжаем редактирование. Это третий подход к тексту – теперь уж обработка совсем «мелкой шкуркой». Болезненная операция для авторов, но очень полезная. Если делается доброжелательно и если ученики привыкли к этому с первого класса, никто не обижается.

Идем от целого к деталям.

Текст целиком. Интересно ли получилось? Связный ли текст? Производит ли впечателние? Хорошо ли выражена мысль? Нет ли ненужных повторов?

Предложения. Правильно ли построены фразы? Порядок слов, согласование слов…

Слово. Правильно ли использованы слова? Или надо подобрать другие, близкие по смыслу?

Я не утверждаю, что только путем редактирования: черновика и текста, набранного на компьютере, - можно научить писать грамотно. Хотя, если б в программе не было такой казуистики, как отличие отглагольных прилагательных от причастий страдательного вида прошедшего времени, и особых случаев написания одной и двух букв НН: «кошеная трава» и «скошенная утром трава», если б от ученика требовалось лишь то, что нужно обычному человеку в обычной жизни, - тогда, этого было б, наверное, достаточно…

Чтобы хорошо писать, надо просто набить руку – сформировать навык. Думаю, можно хорошо и правильно писать, почти не зная грамматики и правил. Но всё это настолько расходится со школьным взглядами на жизнь, согласно которым «уметь» - это не просто «уметь делать», а «определять» и «формулировать». Поэтому мы все ж будем изучать грамматику.

Этап 5. Грамматика.

Можно выбрать одну-две грамматические структуры и объяснить их на примере текста. Например, дети еще не знают, что такое «прошедшее время». Хотя, что такое «не знают»: в устной речи никто не путается во временах…

Вот задание: перед нами страница напечатанного текста: найдите все глаголы в настоящем времени, подчеркните их, образуйте форму прошедшего времени. Если ученик справляется этим заданием, он получает «зачет».

Все грамматические навыки, которые должен отработать ребенок в течение года, перечислены в Листе «Я УМЕЮ»:

Я умею находить в тексте ГЛАГОЛЫ

Я умею определять время Глаголов

Я умею изменять глаголы по лицам и числам…

Эти навыки сформулированы очень просто и конкретно. И когда мы уверены, что ученик действительно отработал определенный навык, он получает «зачет». Вся школьная грамматика может уложиться в нескольких десятков таких «я умею».


***

За одиннадцать лет изучения родного языка в школе ученик не пишет ни строчки «от себя». Если не считать описания комнаты и триста слов в части «С» Единого Государственного Экзамена…

Это, мне кажется, достаточный аргумент в дискуссии с апологетами Советской школы и лучшей на свете методики преподавания языка.

Ни строчки. Кроме SMS-ок и, может быть, открытки маме на день рождения.

Следствием этого является неспособность большинства взрослых людей нашей страны, в отличие от европейцев, выражать мысли в письменной форме - страх письма.

Испуганный в школьном возрасте письмом, человек уже никогда не пытается свою мысль выразить в слове; а мысль без слова не живет долго. Запрет на письмо «от себя» фактически означает запрет на мысль «от себя» - на мышление.

Ребенка учат повторять и переписывать чужие слова. И он понимает, что его собственная речь – что-то ненастоящее, нестоящее - детский лепет, одним словом. А говорить и тем более писать надо «правильным» языком учебника.

Школа воспитывает в ребенке недоверие к собственному слову. И став взрослым, он будет склонен верить на слово тому, что напечатано в газете, в учебнике, или тому, что произнесено в программе «Время».

Такому человеку трудно думать, всё «мышление» для него – это подбор подходящих слов и предложений, словесных штампов из взросло-нормативного языка, которые сохранила его память.

Человек, непривыкший писать и думать «от себя» - удобный инструмент в руках менеджеров и политтехнологов. «Тоталитаризм начинается в детской комнате», - писал Александр Нилл. Что ж, а растет он и крепнет в школьных классах, особенно – в кабинете русского языка.

… Первоклассница Настя стоит у доски: одной рукой обнимает любимого медвежонка Бублика, в другой держит распечатанный текст своего рассказа:

Моя любимая игрушка – это маленький медвежонок. Ему 6 лет, как и мне. У него очень красивый чёрно-белый бантик. Мой мишка очень мягкий и очень добрый. Его зовут Бублик. Однажды мы с мамой и Бубликом гуляли на улице. Я потеряла своего медвежонка. Мы везде его искали, но не нашли. Тогда мы вернулись домой. Мне было очень грустно. Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был папа. В руках у него был Бублик. Я очень обрадовалась, что мой друг медвежонок нашелся!

Нет ни школьного страха, ни послушания – просто радость за то, что медвежонок нашелся и сегодня пришел в школу, гордость за своего самого лучшего папу и за себя, что смогла написать, напечатать и прочитать без запинки вот такой рассказ!

Свободный текст воспитывает свободного человека.


(deleted comment)

Date: 2011-09-22 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
Согласна. Любой максимализм никчемен. Ведь даже в Советские времена сочинения писались. Пусть и не на широкую ногу, но писались.

Я не могу судить отечественные школы, так как почти два десятка лет не была в России. Но если присмотрется к русскоязычным клубам и школам в Америке, то редко встречается что-то творческое. Хотя некоторые из моих френдесс соприкоснулись со школами, где в некотором смысле переняли американскую технологию. Дети пишут письма знаменитостям, издают свои журналы, пишут репортажы о походах в музеи, берут письменные интервью друг у друга.

Date: 2011-09-22 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] snowleo-hatula.livejournal.com
Мне тоже понравилось. Давно и с интересом читаю этот блог.

Что особенно заинтересовало - тут нет прописей. Неужели их можно вообще избежать? Пока что моя версия - прописи можно сдвинуть на более осознанный возраст и не мучать ими 6-7 леток.

Date: 2011-09-22 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
Я тоже обратила внимание на отсутствие прописей. Я не сторонница полного избавления от прописей, т.к. хоть как-то надо дать ребенку возможность научиться правильно писать буквы. С другой стороны религиозного отношения к прописям у меня нет, т.к. красота письма в современном мире не так уж и нужна - все можно напечатать.

Немного отвлекусь - недавно попросила сына написать диктант на 20 словарных слов. Написал неплохо. Муж посмотрел на это дело, и с тяжелым вздохом, "На что ты тратишь его талант?" Он имел ввиду не только ненужность, с его точки зрения, чистописания, но вообще маленькую утилизацию письменного русского языка в нашей семье, проживающей вне России. Я наверное исключение - остальные деятели обходятся телевизором, латиницей на компе, телефоном и друг другом. А я все же хочу научу сына свободно писать по-русски. Если не захочет этим воспользоваться, то это уже его выбор будет.

Date: 2011-09-22 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] snowleo-hatula.livejournal.com
С одной стороны, умея писать от руки на одном языке, не так трудно научиться выписывать буквы другого. С другой стороны, на себя примериваю: я вполне могу печатать по-сербски, но вот писать те буквы, которые сильно отличают от русских, у меня очень плохо получается. Запонимать, чтобы читать - это моментально. А вот чтобы написать - нужно отдельно руку тренировать. Но фокус в том, что мне их и писать-то не за чем.

Это я к тому, что тему русских прописей для наших детей, по-моему, можно вообще не поднимать: если будет желание, этому можно будет научиться в любом возрасте. Ведь в принципе рука-то развивается и неважно, на чем именно.

Date: 2011-09-22 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
Согласна.

У одной моей приятельницы более старшие дети. Они решили, что письменный русский будут изучать путем репетиторства уже ближе к поступлению в институт. Логика такая - взрослый человек может быстрее и безболезненее научиться писать, чем ребенок. Я с читаю, что в их конкретном случае это правильный выбор. В случае моего сына, изучение письма помогает ему осозновать ньюансы языка (он визуал и кинетик, поэтому ему письмо просто необходимо).

Date: 2011-09-22 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] snowleo-hatula.livejournal.com
Просто научиться писать и отрабатывать почерк - все-таки разные вещи. Я как раз сейчас раздумываю об этом. Софка пишет, когда хочет писать - одни буквы удаются, другие не очень. Но как-то давить на нее не хочется совершенно. А собственной мотивации отрабатывать написание букв не то что в 5 - и в 6-7 лет нет и взяться не откуда. Я все больше клоняюсь к тому, чтобы ограничиться умением ребенка писать печатными буквами по-русски. Все остальное - чтение и печатание. Во взрослой жизни ей это точно пригодится, чего не могу с увереностью сказать про письмо.

Date: 2011-09-22 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
Да, если нет мотивации, то трудно.

Еще один момент стоящий внимания - переучивание. Мое чадо научился когда-то букву "В" писать своим методом, но совершенно не так как надо. Вот уже 2 года переучиваемся (т.е. он даже сам себя исправляет, но это недюжие усилия). Я жалею, что я его сразу не исправила. Похожая история у нас была с цифрой "8", но слава богу, на данный момент проблема сошла на нет.

Date: 2011-09-22 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] snowleo-hatula.livejournal.com
А это значит "не так"? Букву или цифру узнать нельзя?

Date: 2011-09-22 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
"не так" = в школе снижали оценки; восьмерка выглядела как снеговик, а буква в это был овал сидящий на круге. Я все узнавала, но запись была нестандартной.

Date: 2011-09-22 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] snowleo-hatula.livejournal.com
Если бы это было самому ребенку важно (школьные оценки, например) - я бы попробовала "откатить" сильно назад и вспомнить разные игры-объяснялки написания букв, их очень много существует. То есть, решать это не тренировкой (для чего прописи и существуют), а изменением образа. Если же это важно учителю - вообще вряд ли что-то бы стала делать. Потому как сама я пишу так, что кроме меня это никто разобрать не может. ) И в детстве не научилась правильно, и медицинский институт почерк не исправил. )) При этом письменным русским в быту пользуюсь постоянно: списки-планы - мое все, без этого мне никак. Пока жили в России, мне было мучительно всякие официальные бумажки заполнять: меня по 100 раз переписывать заставляли. Но и там это сейчас меняется: везде всё печатают.

Date: 2011-09-22 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
Про изменение образа я как-то даже не подумала. Отличная идея, беру на воооружение!

Я так давно оторвалась от Российской действительности, что мне трудно представить что там сейчас происходит. Если Россияне больше теперь печатают, то мое чадо не пропадет :).

Date: 2011-09-22 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] snowleo-hatula.livejournal.com
У меня есть мысль - просто научить читать написанное от руки. Не знаю, насколько нужный навык в реальной жизни, но точно не трудно, если умеешь читать напечатанное.

Date: 2011-09-22 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] 53miles.livejournal.com
Это ведь просто здравый смысл. Удивительно, что об этом надо писать и объяснять свою позицию.

Date: 2011-09-22 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
Согласна.

Во многих из нас до сих пор сидят застарелые методики, которыми нас когда-то мучали. Что-то повторяется по-инерции. Эта статья заставляет остановиться и задуматься о правильности того, что мы делаем на автопилоте.

Я УМЕЮ

Date: 2011-09-23 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] nargizzza.livejournal.com
я учту;)
спасибо!

Re: Я УМЕЮ

Date: 2011-09-23 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] ponichka.livejournal.com
незачто, сами этим больны :)))

Profile

ponichka: (Default)
ponichka

March 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26 2728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 10:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios